Использование механизма friend позволяет избежать
friend class Display; // Разрешить классу Display вызывать put_key
};
Использование механизма friend позволяет избежать как создания неоправданно большого числа открытых (public) подпрограмм, так и объединения двух классов в один большой класс только потому, что они имеют одну-един-ственную общую операцию.
С помощью friend можно также решить проблему синтаксиса, связанную с тем фактом, что подпрограмма в классе C++ имеет отличимый получатель, такой как obj1 при вызове obj1.proc(obj2). Это привносит в подпрограммы асимметрию, в противном случае они были бы симметричны по параметрам. Стандартный пример — перегрузка арифметических операций. Предположим, что мы хотим перегрузить «+» для комплексных чисел и в то же время позволить операции неявно преобразовать параметр с плавающей точкой в комплексное значение:
complex operator + (float);
complex operator + (complex);
Рассмотрим выражение х + у, где одна из переменных (х или у) может быть с плавающей точкой, а другая комплексной. Первое объявление правильно для комплексного х и плавающего у, потому что х+у эквивалентно x.operator+(y), и, стало быть, будет диспетчеризованно отличимому получателю комплексного типа. Однако второе объявление для х+у, где х имеет тип с плавающей точкой, приведет к попытке диспетчеризоваться к операции с плавающей точкой, но операция была объявлена в комплексном классе.
Решение состоит в том, чтобы объявить эти операции как «друзей» класса, а не как операции класса:
friend complex operator + (complex, complex);
friend complex operator + (complex, float);
friend complex operator + (float, complex);
Хотя эта конструкция популярна в языке C++, на самом деле существует лучшее решение, при котором не требуется friend.
Оператор «+=» можно определить как функцию-член (см. справочное руководство, стр. 249), а затем «+» можно определить как обычную функцию за пределами класса: